Систему профессионального образования сотрясают серьезные изменения.


Количество ПТУ и техникумов в Челябинской области за 2,5 года сократилось почти втрое - до 49 учреждений. Закрытие большинства учреждений, по задумке чиновников, сделает систему начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) современной.

Министр образования и науки региона Александр Кузнецов рассказал, как будут воспитывать новый рабочий класс.
На рынке труда Южного Урала сегодня наблюдается дефицит рабочих. Эксперты называют несколько причин. Одна из них - общая демографическая ситуация в стране, в условиях которой доля трудоспособного населения сокращается, становится больше пенсионеров. Вторая - рассогласованность в подготовке кадров.
Сократить, чтобы сохранить "подготовку кадров сегодня можно представить как перевернутую пирамиду, когда реальному сектору производства требуются в основном люди с начальным или средним профессиональным образованием, а система образования в основном готовит выпускников с высшим профессиональным образованием", - поясняет министр. "Рассогласованность при этом есть и внутри высшего профессионального образования, - добавляет Кузнецов. - Сегодня вузы готовят чрезмерно много гуманитариев, особенно юристов и экономистов". В итоге на рынке труда наблюдается перекос: экономисты, юристы и управленцы не могут найти работу, а заводы и фабрики - рабочих.
- Как решить проблему?
 - Путь понятен, и по нему страна уже идет. Весь последний год систему профессионального образования сотрясают серьезные изменения. Это и мониторинг вузов, это перераспределение контрольных цифр приема в вузы в пользу технических специальностей. В этом году общее число бюджетных мест в вузах не сократилось, но на 20 процентов сократилась подготовка по юридическим и экономическим специальностям. То есть государство дало понять, какие специалисты нужны реальному сектору производства.
- Пару лет назад в области было объявлено о сокращении количества ПТУ и техникумов. Зачем такие радикальные меры?
 - За последние 15-20 лет система профобразования перестала быть эффективной из-за резкого снижения числа учащихся. В советское время строили училища, рассчитанные на одновременную подготовку до тысячи человек. Реально в последние годы в ПТУ обучались по 200-250 человек. По сути, государству приходилось содержать огромные пустующие площади. За два с небольшим года мы провели оптимизацию, избавились от непрофильных фондов. У нас были ситуации, когда на балансе техникумов, училищ находились мосты, дороги, линии электропередачи, переданные с баланса предприятий, за которыми раньше числились образовательные учреждения. Не говорю уж про котельные, которые отапливали не только сами учреждения, но и жилой сектор муниципалитетов. Все это оттягивало средства от реальных задач по подготовке кадров. Большая часть бюджетных денег тратилась на содержание непрофильных активов, выплату зарплаты сотрудникам, которые эти активы поддерживали в более-менее работоспособном состоянии. А на образовательный процесс, зарплату мастерам производственного обучения, покупку нового оборудования денег было мало. Мы эту ситуацию существенно оздоровили. Сейчас стоит задача приведения площадей в современное состояние, отвечающее лучшим западноевропейским образцам.
- Это реально?
 - У нас есть достойные примеры, которые не стыдно любому человеку показать. В первую очередь, это индустриальный колледж Магнитогорска. Изменения в нем происходят в той же последовательности, что происходили в системе школьного образования: обновилось содержание образования, оборудование (причем такое, которое не только используется в учебном и производственном процессах, но и обеспечивает комфортные бытовые условия). Если раньше, к примеру, была буфетная раздача в столовой, то сейчас это приличная столовая-кафе, в которую можно с улицы зайти и поесть любому желающему.
- Наверняка в развитии колледжа большая заслуга градообразующего предприятия ММК?
 - Местному политехническому колледжу, конечно, повезло, что рядом есть комбинат. И они продемонстрировали очень внятные эффективные взаимосвязи между системой образования и реальным сектором производства. Это выгодно и тем и другим. Мы, кстати, когда налаживаем взаимодействие с предприятиями, не находимся в роли просителей, не говорим "дайте нам денег на бедность, на оснащение, оборудование", а выстраиваем взаимовыгодные отношения.
- Поясните, пожалуйста…
 - Ни для кого не секрет, что в 90-е годы система профобразования рухнула. В ходе приватизации предприятия сбрасывали с баланса ПТУ. Позже учебные площадки для подготовки рабочих вынужденно возрождались на предприятиях, которые начали создавать учебные центры различного рода. Просто там поняли, что без подготовки рабочих производству не обойтись, - людей надо обучать, переобучать, повышать их квалификацию, проводить инструктажи, в том числе по технике безопасности. Челябинский металлургический комбинат тоже создал свой учебный центр, для подготовки рабочих закупили вполне приличное оборудование. На содержание этого центра ЧМК тратит порядка 20-30 миллионов рублей в год. Мы предложили предприятию ликвидировать учебный центр и отдать его функции нашим учреждениям вместе с оборудованием, оснащением и, может быть, какой-то регулярной помощью, как это делает ММК для магнитогорского политехнического колледжа. Договориться с ЧМК удалось. До конца года в Металлургическим районе Челябинска планируем создать мощную образовательную площадку. На базе 8 учреждений, которые существовали в советские годы, появится одно многопрофильное (помимо кулинарного колледжа). Оно объединит металлургический колледж, юридический техникум, уральский государственный колледж и два бывших ПТУ - 32 и 37. Но профиль основной будет металлургический, заточенный под ЧМК.
- А могут ли выпускники современных ПТУ и техникумов работать на передовых производствах, таких как цех "Высота 239" ЧТПЗ?
 - Я с Федоровым (Александр Федоров, председатель совета директоров ЧТПЗ - прим. ред.) разговаривал, он рассказал: "Я не могу пэтэушника поставить в свой цех "белой металлургии", не дай бог что-нибудь сломает - а он сломает с таким образованием, - и будут многомилионные убытки". И, конечно, на первых порах в цех "белой металлургии" набирали людей исключительно с высшим образованием, причем они проходили переподготовку за рубежом (на производстве стоит импортное оборудование). Но когда эти специалисты год поработали, Федоров понял, что с высшим образованием люди не нужны. Человек с высшим образованием - это не только хорошие технические навыки, но и более широкое мировоззрение, кругозор, а также претензии на определенный жизненный уровень. Он посмотрел, что у них "много понтов", и сейчас делает ставку на выпускников системы СПО (среднего профессионального образования). Когда группа ЧТПЗ комплектовала новый цех на Первоуральском новотрубном заводе (в Свердловской области), они завязки делали уже не с вузами, как это было в Челябинске, когда запускали цех "белой металлургии", а с местным металлургическим колледжем. При нем был создан учебный центр. И сегодня выпускники этого колледжа (которых обучали работе на современном оборудовании) имеют достойную зарплату, у них меньше претензий.
-А что, претензии на достойные условия труда и заработок - это плохо?
 - Это, конечно, хорошо, с одной стороны, но это не должно мешать производству. Производство - это не детский сад, оно диктует жесткий стиль взаимоотношений. Прокатка того же металла - очень сложный механизированный и автоматизированный процесс, и там какие-то свои пожелания надо немножко сдерживать ради производства…
- А в Челябинске ЧТПЗ взаимодействует с техникумами ленинского района?
 - Интенсивная деятельность с ЧТПЗ, я думаю, начнется с будущего года. У холдинга есть производственные планы. Знаю, что они сделали в Первоуральске очень хорошее учебное заведение, в этом году сделали второе в Альметьевске (Татарстан), после хотят зайти сюда - эти планы верстались еще в бытность губернаторства Петра Сумина. В общем, договоренность о сотрудничестве с ЧТПЗ по примеру сотрудничества с ЧМК есть. я понимаю, что у техникумов и училищ, которые находятся рядом с крупными развивающимися предприятиями, есть шанс на новую жизнь. а что делать с учреждениями, к примеру, златоуста, где "угасает" металлургический завод? - В Златоусте - своя специфика, предприятие там умирающее, к сожалению. В таких территориях есть перспективы развития собственных учреждений. У нас есть небезосновательная идея, что укрупненные учреждения могут стать серьезными игроками в реальном секторе экономики, по крайней мере в секторе малого и среднего бизнеса. Так, если учреждение готовит поваров, парикмахеров, автослесарей, оно должно не просто их готовить, но еще и создавать рабочие места (открывать столовую, парикмахерскую, автомастерскую). На этих рабочих местах должны работать старшекурсники и выпускники. Тем более что нынешнее законодательство дает возможность образовательным структурам учреждать хозяйствующие субъекты. Такой подход успешно реализуется в учреждениях Запада.
Вообще Златоуст - последний город, где мы провели реорганизацию системы профобразования. Там было 10 учреждений, осталось 2 с условными названиями "южное" и "северное". У одного из них - Златоустовского индустриального колледжа - налажено хорошее сотрудничество с заводом по производству дорожной техники "Стройтехника". И это яркий пример цивилизованных взаимоотношений учреждений и реального предприятия. И там все, о чем я говорил, уже осуществлялось в последние годы: и рабочие места создавались, и учащиеся колледжа работали на заводе "Стройтехника" у Валерия Ростова (собственник "Стройтехники" - прим. ред.). Выпускники техникумов - многостаночники Кризис 2008-2009 гг. показал, насколько переменчивым может быть рынок труда. На предприятиях произошли массовые сокращения. Из-за большого количества соискателей с опытом работы выпускникам ПТУ и техникумов стало сложнее найти работу.
- Учитываются ли такие ситуации при реформировании системы образования?
 - Мы настаиваем на том, чтобы в учреждениях НПО и СПО были возможности для подготовки большого спектра специалистов. Это дает возможность реагировать на изменения на рынке труда: в один год можно набирать детей на одну специальность, в другой год - на другую. То есть, мы уходим от монопрофильности учреждений образования, которая была в советские времена. Раньше она была оправдана, потому что ПТУ было при заводе, и этот завод в условиях низкой производительности труда поглощал огромное количество рабочих рук. Возьмите тот же ЧТЗ - там сумасшедшее количество людей работало, десятки тысяч. Сейчас столько рабочих не нужно, потому что оборудование изменилось и один станок заменяет 20.
Выпускники же наши в случае изменений на рынке труда не должны потеряться. Мы хотим сделать так, чтобы они смогли организовать свое малое предприятие, производство. Для этого, может быть, одной специальности и не хватит, но сейчас есть возможности за 2-3 года готовить учащегося по 2-3 специальностям. Мы такую задачу поставили, и такая подготовка ведется.
- При столь сжатых сроках обучения не получат ли выпускники поверхностные знания?
 - Недавно на "ИННОПРОМе" слышал выступление директора американского колледжа из Сан-Франциско. Она привела поразительные цифры. Она за год готовит несколько десятков тысяч выпускников. Конечно, там колледж большой - это один момент, но и сроки подготовки достаточно маленькие - от трех месяцев до полугода. А мы какого-то механизатора готовим три года, а зачем? Все эти навыки можно дать гораздо быстрее. У нас, к сожалению, процесс образования по времени размыт. Система образования в оные годы выполняла в большей степени не образовательную функцию, а социальную. То есть ребенка, вышедшего из школы после 8-го (9-го) класса, нужно было чем-нибудь занять до наступления совершеннолетия. Вот и занимали, растягивая время обучения в ПТУ.
- Можно отказаться от преподавания в техникумах и ПТУ общеобразовательных дисциплин и давать только профессиональные знания?
 - На мой взгляд, в России есть определенный перекос: у нас "сапогами занимается не сапожник". В нынешней системе профобразовании есть мастера производственного обучения (которые обучают профессии) и преподаватели (которые дают знания по физике, математике, истории). И чего уж греха таить, уровень преподавания последних уступает школьному. Мое мнение - что их функцию надо полностью отдать школе. Пускай бы у нас все дети заканчивали 11-летнюю школу, а потом кто-то шел в вуз за академическими знаниями, а кто-то - в техникум или училище и получал профессию, не разменивая свое время и ресурсы на общеобразовательную подготовку.
- Как вернуть престиж рабочей специальности?
 - Так же, как и престиж профессии учителя. Зарплату поднять, условия приличные в школах создать - и все вернется. Я всегда директорам говорю: смотрите, ребенок заходит в школу и ребенок заходит в ПТУ. В школе сейчас прилично. В такой же вид надо привести ПТУ и техникумы, во многих из них пока полное убожество - пыль, грязь, разруха. Родитель на такое смотрит и думает: куда ж я ребенка своего привел! Причем, такая ситуация в ПТУ не потому, что директора разгильдяи, а просто потому, что большие площади сложно содержать. Но сегодня финансирование увеличивается - бюджет на одного пэтэушного учащегося идет на уровне вузовского. На обучение "технаря" из областного бюджета в год направляется 50-60 тыс. руб., на гуманитария - 40-50 тыс. руб. С учетом роста зарплаты, который начинается в системе профобразования, эти цифры будут расти.
Чтобы наши училища были привлекательными для учащихся, нужно создать в них нормальные бытовые условия, поставить современное оборудование и повысить квалификацию педагогов, которые смогут обучить работе на этом оборудовании.
Прекратить отток педагогов СПО В сентябре прошлого года в Магнитогорске полпред президента в Уральском ФО провел совещание по вопросам развития системы профтехобразования. Игорь Холманских отметил низкое качество учебного процесса и недопустимо медленное его обновление. В своем выступлении полпред отметил, что в значительной мере это обусловлено слабой мотивацией педагогических кадров. Г-н Холманских потребовал повысить зарплаты, которые на тот момент держались на уровне 13 тыс. руб.
- Есть ли в ПТУ и техникумах педагоги, которые могут давать современные знания?
 - Это самый тяжелый вопрос. Но России не надо ничего изобретать, надо идти теми путями, которыми уже шла Западная Европа, Америка, Азия, сейчас и в Китае приличные учебные заведения. Нужно повышать квалификацию педагогических кадров. Мы уже эту работу начали с управленческого персонала. Два года возили директоров техникумов и ПТУ по миру, показывали лучшие образцы профессионального образования, демонстрировали лучшие схемы управления образовательными учреждениями, лучшие схемы взаимодействия с реальным сектором производства. На втором этапе поехали их замы, которые занимаются реальными участками - по учебной работе, по финансам, по производственной работе. Они сейчас ездят, мир смотрят. Третий этап, который, я считаю, обязательно должен состояться, - повышение квалификации преподавателей и педагогов, мастеров производственного обучения. Конечно, надо акцент делать на педагогов и мастеров среднего возраста и молодежь, которая приходит в эту систему, - их нужно возить, им нужно показывать. Чем дальше, тем лучше. Может быть, даже меньше их надо за рубеж возить, потому что в России начинают появляться заведения очень приличного уровня. Если 2-3 года таких было по пальцам пересчитать, то сейчас их больше. сколько сегодня зарабатывают мастера производственного обучения? - Их зарплата небольшая, иначе не поднимали бы. Еще недавно уровень зарплаты в системе СПО и НПО был выше, чем в школьном образовании, это происходило потому, что система профобразования имела возможности для заработка (что влияло на доходы педагогов). Но произошел перекос, когда началось вливание бюджетных денег в школы, детсады. Сейчас дошла очередь до преподавателей СПО и НПО. У них в мае фонды оплаты выросли. В этом году у них зарплата должна выйти на уровень 75% от среднего заработка в регионе (сейчас он держится на уровне 24-25 тыс. руб.).
- А на 100% она выйдет к 2018 г. вы думаете, что это привлечет людей в сферу профобразования?
 - Надеюсь, что, по крайней мере, это прекратит отток из системы, а с учетом возможностей внебюджетного зарабатывания это станет неплохим стимулом. Хотя главную роль здесь играет не зарплата. Главное - создать мастеру производственного обучения приличные условия. Если он увидит старый сломанный станок, понятно, что вряд ли останется в таком учреждении. Если учителю не предоставить нормальный стул, современный мультимедиапроектор, ему не захочется оставаться. Хороший специалист не станет работать в некомфортных условиях ни за какие деньги.

Комментарии